Святой Христофор

Покровитель Вильнюса — святой Христофор. По средневековой легенде, был такой чудовищного вида великан Ребребус (на римское ухо Репробус), желавший служить самому могущественному властелину.
Сначала он поступил на службу к царю; узнав, что тот боится черта, ушел служить ему. Раз, складно излагает Василий фон Роткирх, «черти предприняли какую-то экспедицию и отправились в нее целым стадом», на перекрестке увидали распятие — и поворотили назад, потому что Христа боялись. Великан отправился искать того, кто могущественнее черта. Встретившийся пустынник объяснил, что служить Христу можно, перенося путешественников через реку, через которую никто переправиться не может и тонет.
Великан принялся день и ночь переносить на себе путников на другой берег реки; посохом ему служила вырванное с корнем дерево. Однажды великан переправлял ребенка и почувствовал неимоверную тяжесть. Дитя объяснило ему, что он несет не только целый мир, но и того, кто его создал. Так великан нашел себе достойное служение;  Ρέπροβος стал Χριστόφορος.
Как и когда святой Христофор попал в герб Вильны, непонятно. Но герб учит быть великим и служить величайшему. 
Барон Василий фон Роткирх в своем рассуждении о гербе города Вильны («Виленский вестник», 1888, № 118, 4 июня; переиздано в «Литовско-языческих очерках», Вильна, 1890) приводит аргумент Теодора Нарбута в пользу того, что первоначально на гербе не мог быть святой Христофор:
Собственно, фон Роткирх и сам явно к тому же склоняется: по его словам,
Но и легенда про Алциса и страстно любимую жену Яутериту, которую он всегда носил на плечах (приводимая фон Роткирхом по Киркору и Нарбуту), выглядит уж больно литературной; такое впечатление, что сам же Нарбут ее и сочинил.
Город же Вильна имел свой собственный герб, пожалованный ему Гедимином в первой половине XIV ст., т. е. около 1325—1330 г. г. На этом гербе, употреблявшемся в печати Виленскаго магистрата, был изображен геркулес (Алцис), идущий по морю, на котором виднелся корабль. В руках геркулес держал, вместо посоха, дерево, вырванное с корнем, а за плечами ребенка — красавицу-жену, которую он страстно любил и поэтому всюду носил с собой. В конце XVI ст. изображение этого гербы несколько видоизменилось: геркулес стал изображаться с крестом в руке и Младенцем-Иисусом на плечах, и назван был уже Христофором (Христоносцем).
  • А. А. Виноградов. Путеводитель по городу Вильне и его окрестностям. Второе издание. Со многими рисунками и новейшим планом, составленным по Высочайше конфирмованному. В 2-х частях. Вильна: Типография Штаба Виленского военного округа, 1908. С. 43—44.
  • См. также в первом издании (1904).
Статуя св. Христофора была установлена во дворе костела Святого Николая в 1957 году. Создал ее только что окончивший Художественный институт  Антанас Кмеляускас по просьбе прелата Чесловаса Кривайтиса. Надо заметить, что долгие годы священником в приходе Св. Николая был Криступас Чибирас (патроном которого был тот же св. Христофор), погибший в 1942 году. Кмеляускаса исключили из Союза художников, а памятник остался. И попал в рассказ Эргали Гера «Казюкас»:
Lielais Kristaps
Lielais Kristaps
Святой Христофор связан и с Ригой: по одной легенде, город основан на то золото, которое великану, обитавшему у Двины, оставил перенеснный им младенец. Забавная деревянная скульптура Большого Кристапа (Lielais Kristaps) стоит с  1997 года на набережной Даугавы: как положено, с дубиной, крестом, с младенцем Христом на левом плече, подпоясан и с кисой, так еще и с фонариком. Видеть в натуре не видел, только по Ларисиной фотографии имею представление. Копия старинной деревянной скульптуры, чуть ли не 1510 года; оригинал в Музее истории Риги и мореходства.
Calle S. Cristoforo
Calle S. Cristoforo

В Венеции святой Христофор (Сан Кристофоро по-здешнему) также занимает достойное место. Есть, в отличие от Вильнюса, улица Святого Христофора (Calle S. Christoforo), узкая, каменная, по ней идти – как раз до входа в Коллекцию Пегги Гуггенхайма дойдешь, а там из-за высокой ограды статуя Христофора выглядывает.  И изображения Христофора на фасадах базалики Сан Марко – разговор особый. То, что на южном фасаде, особенно популярно, кажется. Меньше пишут и говорят о рельефе святого Христофора на фасаде северном. 

Рейтинг@Mail.ru