Сетевой кабинет доктора филологии Павла Лавринца

Письма Дмитрия Философова Мариану Здзеховскому

2.

21 февраля / 6 марта 1914 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.II
6.III. 914

СПБ.

      Многоуважаемый
                  Мариан Эдмундович.
      Конечно, Масарик неправ. 1)
      Тареев 2) и Несмелов 3), действит[ельно] единственные культурные апологеты, питающиеся крохами от Вл. Соловьева 4). О Светлове 5) же и еп[ископе] Сергии 6) не стоит и говорить. Этого мало для религ[иозной] «революции».
      Тареев занимает теперь в Москве (Дух[овная] Ак[адемия]) кафедру православного богословия, в программу которого входит опровержение социализма, и он добросовестно его теперь опровергает, вооружившись Каутским и Мерингом. 7)
      Светлов сотрудничает в «Колоколе» 8). Вообще в смысле философском у них ничего оригинального нет. Просто их ценят за то, что они говорят мало-мальски культурным языком. Бердяев 9) одно время увлекался и Тареевым и Несмеловым, а покойный Победоносцев 10) очень поощрял Несмелова.
      Преданный Вам
                  Д. Философов.
      P. S. Деньги я жду в Париже.
      Адрес: 11 bis, Avenue Mercedes.
      Paris XVIe

 

Примечания


      1) По мнению чешского политика и философа Томаша Гаррига Масарика (1850–1937), сочинения названных ниже авторов знаменуют переворот в русском богословии (Th. G. Masaryk. Zur russischen Geschichts- und Religionsphilosophie. Jena, 1913, Bd. 2).
      2) Михаил Михайлович Тареев (1867–1934) — философ и богослов, автор книг «Уничижение Господа нашего Иисуса Христа» (1901), «Основы христианства» (т. 1–5, 1908–1910), «Предел коллектива» (1912).
      3) Виктор Иванович Несмелов (1863–1937) — богослов, профессор Казанской Духовной академии, автор книг «Наука о человеке» (т. I «Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни», 1898; т. II «Метафизика жизни и христианское откровение», 1903), «Вера и знание с точки зрения гносеологии» (1913).
      4)  Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) — выдающийся русский философ, поэт, публицист, литературный критик.
      5) Павел Яковлевич Светлов (1861–1945) — протоиерей, богослов, профессор Киевского университета.
      6) Сергий (Страгородский; 1867–1944) — ректор Петербургской Духовной академии, член Синода, архиепископ Финляндский и Выборгский, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.
      7)  М. М. Тареев «добросовестно опровергал» социализм в книге «Социализм (Нравственность и хозяйство)» (1913), которая принесла ему известность критика марксизма, трактуемого не только как социально-экономическая теория, но и как религиозно-метафизическое учение, отразившее западноевропейский способ переживания религиозных ценностей, и в статьях в журналах «Христианин» и «Христианская мысль».
      8)  Ежедневная общественно-политическая и церковная газета, выходившая в Петербурге c 1905 г.
      9)  Николай Александрович Бердяев (1874–1948) — русский философ и публицист.
     10)  Константин Петрович Победоносцев (1827–1907) — государственный деятель, правовед, публицист; член Государственного совета, обер-прокурор Синода.
Рейтинг@Mail.ru
www.stats.lt - Puslapiu statistika, reitingai, skaitliukas