Сетевой кабинет доктора филологии Павла Лавринца

Письма Дмитрия Философова Мариану Здзеховскому

6.

7 января 1931 г.

„ZA SWOBODU!”
ROSYJSKIE PISMO CODZIENNE
   Adres dla depesz: „ZA SWOBODU!”

      Telefony: Redakcji 109-30
      Kantoru 165-66
      Drukarni 258-89
   Czekowe konto pocztowe w P. K. O.
        Nr. 6838
      Skrzynka pocztowa 646.

Warszawa, dn. 7e января 1931
Długa 50, Pasaż Simonsa


Глубокоуважаемый

Мариан Эдмундович,

 

      О выходе Вашей книги 1)  я узнал из статьи Мацкевича в «Слове» 2). С нетерпением ее жду и непременно о ней напишу. Что касается Чапского 3), то он уехал в Париж и вернется лишь в июне. Я ему перешлю свой экземпляр по прочтении. Для меня Ваш подход к Наполеону III интересен, потому что я воспитан на совсем другой точке зрения.
      Прочел сейчас Вашу статью в «Часе» 4). Многое хотел бы Вам сказать на эту тему, но мне особенно трудно о ней говорить в качестве эмигранта. Могу сказать только одно: главная опасность – это большевики и вовсе не потому только, что их смердящий дух распространяется на всю Европу. Гуманизм и культура в нашем с Вами понимании на долгое время исчезли. Наличие большевиков в Москве приучило и антибольшевиков действовать их методами. Война + коммунизм убили давние гуманитарные навыки на несколько поколений. Из двух зол я выбираю меньшее и смотрю на современные методы политической борьбы исключительно с точки зрения cui prodest 5). Боюсь, что наш давний гуманизм сейчас с руки большевикам. Другими словами, думаю, что точка зрения Мацкевича правильная, не с точки зрения вечности, а с точки зрения актуальной политики. Мне лично особенно тягостна та взаимная ненависть, которая процветает сейчас среди моих польских друзей. Как эмигранту, мне особенно трудно вмешиваться в эту борьбу, а вместе с тем представители обеих сторон дарят меня своим доверием и жалуются друг на друга. Мне кажется, что молчание в данном случае — золото. Ответом на печальные события должна быть тяжкая созидательная работа по закреплению самого существования Польши. К сожалению, большинство мало сознает опасности, грозящие отовсюду Польше, и ограничивается разговорами в кавярне 6) и наслаждается интересным зрелищем борьбы боксеров, бывших приятелей, кто кому сделает нокаут: Слонимский Кадену или Серошевский Стругу 6). Я же лично более чем когда-либо чувствую приближение крайне опасных не только для Польши, но и для всего мира событий.
      Всего Вам доброго, глубокоуважаемый профессор
искренно Вас уважающий
Д. Философов.

Примечания

 

      1) Marjan Zdziechowski. Napoleon III. Szkice z dziejów jego życia i pracy. Kraków, 1931 («Наполеон III. Очерки из истории его жизни и работы»).
      2) Редактор виленской газеты „Słowo” Станислав Мацкевич (известный по псевдониму Цат; 1896–1966) не согласился с высокими оценками Наполеона III, вытекавшими, по его мнению, из той же политической близорукости, из-за которой Здзеховский выступил инициатором коллективного письма профессоров Университета Стефана Батория в поддержку выступления профессоров Ягеллонского университета, протестовавших против жестокого обращения с заключенными в Брестской крепости лидерами оппозиции, см.: Cat. Od Napoleona III do Brześcia Litewskiego. Słowo. 1930. Nr 296 (2506), 28 grudnia.
      3) Юзеф Чапский (1896–1993) – художник, критик, публицист, знакомый Философова еще по Петрограду; неоднократно и надолго выезжал в Париж.
      4) Краковская газета, в которой Здзеховский полемизировал со статьями Мацкевича «Тайны Бреста» (Cat. Tajemnice Brześcia. Słowo. 1930. Nr 282 (2492), 7 grudnia) и «От Наполеона III до Бреста Литовского» (Cat. Od Napoleona III do Brześcia Litewskiego. Słowo. 1930. Nr 296 (2506), 28 grudnia), настаивая на том, что падение нравов и правовой нигилизм ослабляют окруженное опасными врагами польское государство, см.: Marjan Zdziechowski. O poczucie prawa. Czas. 1931. Nr 4, 6 stycznia. «Поучительную для нас, русских, полемику», продолжившуюся в газете „Słowo”, Философов представил, с обширными выписками из статей Мацкевича и Здзеховского и своими комментариями, в своей газете, см.: Д. В. Философов. Интересная полемика. За Свободу! 1931. № 16 (3350), 18 января.
      5) Лат. «кому выгодно».
      6) Польск. „kawiarnia” «кофейня».
      7) Имеется в виду полемика писателей Антония Слонимского (1895–1976), Юлиуша Кадена-Бандровского (1885–1944), Вацлава Серошевского (1858–1945), Анджея Струга (1871–1937) по поводу обращения с брестскими узниками.

 

Рейтинг@Mail.ru
www.stats.lt - Puslapiu statistika, reitingai, skaitliukas