Сетевой кабинет доктора филологии Павла Лавринца
Пранас Моркус
Пранас Моркус в программе конференции во дворце Пацов 25 мая 2009 года был назван интеллектуалом и аниматором культуры (Pranas Morkus, intelektualas, kultūros animatorius). Так оно и есть на самом деле. По его инициативе то Бжезинский в Литву летит, то журнал «Вильнюс» Юркуна печатает, то троллейбусы с Гайдном на борту начинают курсировать.
Ему посвяшено большое глубокомысленное стихотворение Томаса Венцловы "In memoriam Henkus Hapenčkus" (1997). А в поэме Евгения Рейна «Три воскресенья» (1976) он не без улыбки охарактеризован:
А третий весельчак и бонвиван,
Толстяк в английском дорогом костюме,
работает себе на кинониве,
сценарий за сценарием строчит –
и все успешно, все в большом порядке.
Он умница, тончайший человек,
поклонник Де Кюстина и Де Сада,
любитель сала, семги, маринада...
Лично меня грешного он попросил сочинить русский текст молитвы за город, потом практически ее переписал. Вроде бы читалась, в ряду других разноязычных, в Остробрамской часовне.
Еще он, с его умом, обаянием и вкусом, сумел меня грешного не то чтобы примирить с Дворцом властителей, но обнаружить другую точку зрения. Бессмысленная, казалось бы, затея. Можно понять национал-коммунистическую логику Снечкуса, построившего Тракайский замок в уступку потребности в поддержании национальной гордости при коммунизме, но затевать восстановление символа былой государственности при обретении государственности — это объяснимо либо глубоко засевшим в Бразаускасе образце народного секретаря, либо ненастоящей нынешней государственностью. И этот новострой заслонил нам Замковую гору с настоящим и привычным символом — башней Гедимина.
А Пранас Моркус рассказал, что внутри ощущаешь масштаб того государства (и тех людей), что может стать назидательным примером для измельчавших нынешних.
На открытии памятника Константину Бальмонту в Вильнюсе 12 мая 2011 года Пранас Моркус сказал прекрасную речь о том, каким невозможным казался такой памятник в незапамятные времена, когда в Вильнюсе появилась красавица неземеной красоты, внучка поэта Марианна Бруни, и ей показали места, где поэт бывал или мог бывать, и о том, что, среди прочего, Бальмонт — автор гимна свободной России (с композитором Александром Гречаниновым).
Среди роликов «Русской улицы» есть один, любовно созданный Олегом Кулюковым, о нем.
Фотографии кликабельны
Плюс альбом с чертовой дюжиной других фотографий Пранаса Моркуса