Брамы и порталы
Избранные виленские брамы и порталы
В Вильнюсе и трансформаторную будку (вот как эту, в самом начале — или, в иной перспективе, в конце, — улицы Пилимо) может внезапно украсить замысловатый необарочный портал с характерным разрывом
карниза закругленной арки и декоративной имитацией отделки входа крупным камнем.
Похожие формы практиковал виленский городской архитектор в межвоенные годы Стефан Нарембский, чутко уловивший барочную стилистику Вильно. Можно сказать, что он продлил жизнь виленского барокко
чуть ли не до начала Второй мировой войны.
Не рискну утверждать, что это в самом деле его произведение. Да и бывают ли авторы у трансформаторных будок?
Еще как бывают. Только время стирает их имена. Оно же не щадит и сами эти украшения ворот и дверей.
Время и люди. Они меняли и вид, и назначение былых отверстий для входа, выхода и прохода, обращая их в отверстия для взгляда, сократив прежние двери до окна.
От времени и людей особенно сильно достается гербам: что же еще могло быть в этих овалах на улице Вису Швянтую (Всех Святых, по имени ближайшего костела)?
А ветви по обеим сторонам уцелели. Они, похоже, разные. Специально остановиться приглядеться: слева вроде дубовые листочки, а справа типичный декоративный лавр.
Не устать дивиться несамовитой барочной браме, как выразился архитектор и автор путеводителя по Вильне Юлиуш Клос, в ограде былой больницы Савича на улице Бокшто.
По обшарпанным и побитым формам угадывается изящество форм и линий. Или домысливается, как домысливался джаз, вспоминал Владимир Тарасова, в плавающем и рвущемся звуке трескучих радиоприемников.