Сетевой кабинет доктора филологии Павла Лавринца
Письма Дмитрия Философова Мариану Здзеховскому
2.
21 февраля / 6 марта 1914 г.
21.II
6.III. 914
СПБ.
Многоуважаемый
Мариан Эдмундович.
Конечно, Масарик неправ. 1)
Мариан Эдмундович.
Конечно, Масарик неправ. 1)
Тареев 2) и Несмелов 3), действит[ельно] единственные культурные апологеты,
питающиеся крохами от Вл. Соловьева 4). О Светлове 5) же и еп[ископе] Сергии 6) не стоит и говорить. Этого мало для религ[иозной] «революции».
Тареев занимает теперь в Москве (Дух[овная] Ак[адемия]) кафедру православного богословия, в программу которого входит опровержение социализма, и он добросовестно его теперь опровергает, вооружившись Каутским и Мерингом. 7)
Светлов сотрудничает в «Колоколе» 8). Вообще в смысле философском у них ничего оригинального нет. Просто их ценят за то, что они говорят мало-мальски культурным языком. Бердяев 9) одно время увлекался и Тареевым и Несмеловым, а покойный Победоносцев 10) очень поощрял Несмелова.
Преданный Вам
Д. Философов.
P. S. Деньги я жду в Париже.
Адрес: 11 bis, Avenue Mercedes.
Paris XVIe
Тареев занимает теперь в Москве (Дух[овная] Ак[адемия]) кафедру православного богословия, в программу которого входит опровержение социализма, и он добросовестно его теперь опровергает, вооружившись Каутским и Мерингом. 7)
Светлов сотрудничает в «Колоколе» 8). Вообще в смысле философском у них ничего оригинального нет. Просто их ценят за то, что они говорят мало-мальски культурным языком. Бердяев 9) одно время увлекался и Тареевым и Несмеловым, а покойный Победоносцев 10) очень поощрял Несмелова.
Преданный Вам
Д. Философов.
P. S. Деньги я жду в Париже.
Адрес: 11 bis, Avenue Mercedes.
Paris XVIe
Примечания
1) По мнению чешского политика и философа Томаша Гаррига Масарика (1850–1937), сочинения
названных ниже авторов знаменуют переворот в русском богословии (Th. G. Masaryk. Zur russischen Geschichts- und Religionsphilosophie. Jena, 1913, Bd. 2).
2) Михаил Михайлович Тареев (1867–1934) — философ и богослов, автор книг «Уничижение
Господа нашего Иисуса Христа» (1901), «Основы христианства» (т. 1–5, 1908–1910), «Предел коллектива» (1912).
3) Виктор Иванович Несмелов (1863–1937) — богослов, профессор Казанской Духовной академии, автор книг «Наука о человеке» (т. I «Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни», 1898; т. II «Метафизика жизни и христианское откровение», 1903), «Вера и знание с точки зрения гносеологии» (1913).
3) Виктор Иванович Несмелов (1863–1937) — богослов, профессор Казанской Духовной академии, автор книг «Наука о человеке» (т. I «Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни», 1898; т. II «Метафизика жизни и христианское откровение», 1903), «Вера и знание с точки зрения гносеологии» (1913).
4) Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) — выдающийся русский философ, поэт,
публицист, литературный критик.
5) Павел Яковлевич Светлов (1861–1945) — протоиерей, богослов, профессор Киевского университета.
6) Сергий (Страгородский; 1867–1944) — ректор Петербургской Духовной академии, член Синода, архиепископ Финляндский и Выборгский, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.
7) М. М. Тареев «добросовестно опровергал» социализм в книге «Социализм (Нравственность и хозяйство)» (1913), которая принесла ему известность критика марксизма, трактуемого не только как социально-экономическая теория, но и как религиозно-метафизическое учение, отразившее западноевропейский способ переживания религиозных ценностей, и в статьях в журналах «Христианин» и «Христианская мысль».
8) Ежедневная общественно-политическая и церковная газета, выходившая в Петербурге c 1905 г.
5) Павел Яковлевич Светлов (1861–1945) — протоиерей, богослов, профессор Киевского университета.
6) Сергий (Страгородский; 1867–1944) — ректор Петербургской Духовной академии, член Синода, архиепископ Финляндский и Выборгский, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.
7) М. М. Тареев «добросовестно опровергал» социализм в книге «Социализм (Нравственность и хозяйство)» (1913), которая принесла ему известность критика марксизма, трактуемого не только как социально-экономическая теория, но и как религиозно-метафизическое учение, отразившее западноевропейский способ переживания религиозных ценностей, и в статьях в журналах «Христианин» и «Христианская мысль».
8) Ежедневная общественно-политическая и церковная газета, выходившая в Петербурге c 1905 г.
9) Николай Александрович Бердяев (1874–1948) — русский философ и публицист.
10) Константин Петрович Победоносцев (1827–1907) — государственный деятель, правовед, публицист;
член Государственного совета, обер-прокурор Синода.
П. Лавринец. Письма Дмитрия Философова Мариану Здзеховскому
1. 6 / 19 января 1912 г. 2. 21 февраля / 6 марта 1914 г. 3. 18 октября 1925 г.
4. 20 ноября 1926 (?) г. 5. 4 мая 1928 г. 6. 7 января 1931 г.