Сетевой кабинет доктора филологии Павла Лавринца
Письма Дмитрия Философова Мариану Здзеховскому
4.
20 ноября 1926 г. (?)
Sienna 28 m. 21 Tel. 256-26
20.XI.
Многоуважаемый профессор.
Сердечное Вам спасибо за Ваше искреннее и интересное письмо.
Позвольте мне Вам так же искренне ответить. У вас в Польше два «обоза» 1). Одни говорят: есть украинцы и белорусы, русских нет. Для укр[аинцев] и бел[орусов] мы готовы многое сделать. Однако — ничего не делается. Другие говорят: есть только русские. Но для русских ничего не делается. Оба обоза ссылаются друг на друга, что, мол, другой мешает.
Да, Тугутт искренно хотел сделать для укр[аинцев] и белор[усов]. Но ему пришлось уйти, с делом стоп. Грабский 2).
Да, вы и Ваши единомышленники много хотите сделать для русских, но делает орден иезуитов. Католический съезд в Вильне реальность. Желания о. о. иезуитов во главе с д’Ербиньи работать в России, переговоры с большевиками 3) — это факт. С точки русско-польских отношений — это прямо ужас. Чем больше иезуиты работают в России, тем больше будет ненависть России не к католикам, а к полякам.
Вы говорите, что поляки не обратили внимания на Лжекобр. [?] Напрасно. Он читал свои лекции в Вильне, Лиде, Молодечно, Сморгони, и везде дискредитировал не только православие, но и митрополита 4). Если он действовал ad majorem dei gloriam 5), то реально он возбуждал среди православного населения ненависть к полякам.
В данную минуту мы имеем правительство, представляющее собою блок между старым Бельведером 6) и консервой 7). Т. е. оба течения относительно меньшинств объединились в правительстве. Предполагаю, что Мейштович и Незабитовский стоят на вашей точке зрения, Пилс[удский] и Бартель 8 на старо-бельведерской). Но + на – дает ноль. Получится мертвая точка. Ни русские, ни белор[усы] с укр[аинцами] ничего не получат, с выгодой большевики. Весь смысл острого припадка национализма был в том, что он спас Европу от большевизма, спас в том числе и Польшу. Если бы даже П. П. С. 9) не были так национальны, коммунизм вас бы заел. Но так как вы, да и все поляки, ничего не сделали для национализма меньшинств — этим воспользовались большевики. Они избрали национализм тогой, для своей пропаганды, и национ[ализм] превратился во fléau 10), как вы говорите. Можно посмотреть на положение вещей и á vol d’oiseau 11), и сказать, что выхода нет. Мир гибнет, спасутся 10 праведников. Но не есть ли это уход из мира? Не позиция ли это des derniers romains 12)? Не праведнее ли был блаженный Августин 13), который a embrassé la cause des barbares 14)?
2) Отставка весной 1925 г. с поста вице-премьера и председателя секции политического комитета совета министров по делам национальных меньшинств Станислава Тугутта (1873–1941), одного из лидеров Польской народной партии «Освобождение» (PSL „Wyzwolenie”), и назначение министром культов и просвещения Станислава Грабского (1871–1949), политика правых взглядов, известного негативным отношением к национальным меньшинствам.
3) Член Общества Иисуса, титулярный епископ Илионский Мишель Жозеф Бургиньон д’Эрбиньи (1880–1957), автор книги о В. С. Соловьеве (1911), в 1926 г. побывал в СССР с миссией по созданию католической иерархии.
4) Глава автокефальной Польской православной церкви митрополит Варшавский и Холмский Дионисий (Валединский; 1876—1960).
5) Лат. «К вящей славе Божией» (девиз ордена иезуитов, что в контексте письма делает крылатое выражение особенно уместным).
6) Варшавский дворец Бельведер был резиденцией Начальника государства Юзефа Пилсудского и президентов.
7) В октябре 1926 г. Ю. Пилсудский ввел в правительство знаковые фигуры консерваторов — Александра Мейштовича (1864–1943) и Кароля Незабитовского (1865–1925).
8) Казимеж Бартель (1882–1941) был премьером после майского переворота 1926 г., затем вице-премьером и министром культов и просвещения в правительстве Пилсудского.
9) П. П. С. — Polska Partia Socjalistyczna, Польская социалистическая партия.
10) Фр. «бич, бедствие».
11) Фр. «прямо, по прямой линии».
12) Фр. «последних римлян».
13) Аврелий Августин (354—430) — епископ Гиппонский в Африке, один из отцов Церкви.
14) Фр. «принял сторону варваров».
Позвольте мне Вам так же искренне ответить. У вас в Польше два «обоза» 1). Одни говорят: есть украинцы и белорусы, русских нет. Для укр[аинцев] и бел[орусов] мы готовы многое сделать. Однако — ничего не делается. Другие говорят: есть только русские. Но для русских ничего не делается. Оба обоза ссылаются друг на друга, что, мол, другой мешает.
Да, Тугутт искренно хотел сделать для укр[аинцев] и белор[усов]. Но ему пришлось уйти, с делом стоп. Грабский 2).
Да, вы и Ваши единомышленники много хотите сделать для русских, но делает орден иезуитов. Католический съезд в Вильне реальность. Желания о. о. иезуитов во главе с д’Ербиньи работать в России, переговоры с большевиками 3) — это факт. С точки русско-польских отношений — это прямо ужас. Чем больше иезуиты работают в России, тем больше будет ненависть России не к католикам, а к полякам.
Вы говорите, что поляки не обратили внимания на Лжекобр. [?] Напрасно. Он читал свои лекции в Вильне, Лиде, Молодечно, Сморгони, и везде дискредитировал не только православие, но и митрополита 4). Если он действовал ad majorem dei gloriam 5), то реально он возбуждал среди православного населения ненависть к полякам.
В данную минуту мы имеем правительство, представляющее собою блок между старым Бельведером 6) и консервой 7). Т. е. оба течения относительно меньшинств объединились в правительстве. Предполагаю, что Мейштович и Незабитовский стоят на вашей точке зрения, Пилс[удский] и Бартель 8 на старо-бельведерской). Но + на – дает ноль. Получится мертвая точка. Ни русские, ни белор[усы] с укр[аинцами] ничего не получат, с выгодой большевики. Весь смысл острого припадка национализма был в том, что он спас Европу от большевизма, спас в том числе и Польшу. Если бы даже П. П. С. 9) не были так национальны, коммунизм вас бы заел. Но так как вы, да и все поляки, ничего не сделали для национализма меньшинств — этим воспользовались большевики. Они избрали национализм тогой, для своей пропаганды, и национ[ализм] превратился во fléau 10), как вы говорите. Можно посмотреть на положение вещей и á vol d’oiseau 11), и сказать, что выхода нет. Мир гибнет, спасутся 10 праведников. Но не есть ли это уход из мира? Не позиция ли это des derniers romains 12)? Не праведнее ли был блаженный Августин 13), который a embrassé la cause des barbares 14)?
Искренне преданный
Д. Философов.
Примечания
1) Польск. „obóz” «лагерь».2) Отставка весной 1925 г. с поста вице-премьера и председателя секции политического комитета совета министров по делам национальных меньшинств Станислава Тугутта (1873–1941), одного из лидеров Польской народной партии «Освобождение» (PSL „Wyzwolenie”), и назначение министром культов и просвещения Станислава Грабского (1871–1949), политика правых взглядов, известного негативным отношением к национальным меньшинствам.
3) Член Общества Иисуса, титулярный епископ Илионский Мишель Жозеф Бургиньон д’Эрбиньи (1880–1957), автор книги о В. С. Соловьеве (1911), в 1926 г. побывал в СССР с миссией по созданию католической иерархии.
4) Глава автокефальной Польской православной церкви митрополит Варшавский и Холмский Дионисий (Валединский; 1876—1960).
5) Лат. «К вящей славе Божией» (девиз ордена иезуитов, что в контексте письма делает крылатое выражение особенно уместным).
6) Варшавский дворец Бельведер был резиденцией Начальника государства Юзефа Пилсудского и президентов.
7) В октябре 1926 г. Ю. Пилсудский ввел в правительство знаковые фигуры консерваторов — Александра Мейштовича (1864–1943) и Кароля Незабитовского (1865–1925).
8) Казимеж Бартель (1882–1941) был премьером после майского переворота 1926 г., затем вице-премьером и министром культов и просвещения в правительстве Пилсудского.
9) П. П. С. — Polska Partia Socjalistyczna, Польская социалистическая партия.
10) Фр. «бич, бедствие».
11) Фр. «прямо, по прямой линии».
12) Фр. «последних римлян».
13) Аврелий Августин (354—430) — епископ Гиппонский в Африке, один из отцов Церкви.
14) Фр. «принял сторону варваров».
П. Лавринец. Письма Дмитрия Философова Мариану Здзеховскому
1. 6 / 19 января 1912 г. 2. 21 февраля / 6 марта 1914 г. 3. 18 октября 1925 г.
4. 20 ноября 1926 (?) г. 5. 4 мая 1928 г. 6. 7 января 1931 г.