Сетевой кабинет доктора филологии Павла Лавринца

Письма Дмитрия Философова Мариану Здзеховскому

1.

6 (19) января 1912 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дмитрий Владимирович

ФИЛОСОФОВ

 Новый адрес:

 Сергиевская, 83

  Тел. 114-06,
     С. П. Б.

6 – 19 – I – 912.

      Многоуважаемый Профессор,

      несколько замедлил ответом на Ваше любезное письмо, чтобы сразу дать Вам все нужные справки. К сожалению, до сих пор не нашел имеющейся у меня статьи униатского священника Н. Толстого, статьи, помещенной в «Русском Слове» 1) весною 1911 г. Статью эту я разыщу, и пришлю ее Вам непременно, если не в подлиннике, то в копии. Она очень существенна, обошла все газеты и вызвала много статей, особенно в «Нов[ом] Вр[емени]» и в «Русск[ом] Слове» (в том числе мою) 2). Священник Н. Толстой – человек безусловно честный и подлинность его сообщения никто не опровергал. Сам Ник. Толстой перешел в католичество в 1894 г., о чем 19 декабря 1894 г. состоялось постановление Синода. В этот же день митрополит Антоний 3) писал К. П. Победоносцеву 4):
      «По поводу настоящего дела я высказался в том смысле, что этому движению, представителем которого явился о. Толстой, удобную пищу может давать постепенно усиливающееся стремление обер-прокурорской власти к совершенному абсолютизму. Я не один раз слышал от многих лиц, и даже от одной высокой особы, что лучше папа, чем обер-прокурор. Конечно, если мыслить о главенстве церкви и выбирать главою или папу, или обер-прокурора, то, конечно всякий благомыслящий человек всегда скажет:
      лучше папа. Помилуй Бог, если история поставит такую альтернативу, когда-нибудь православному русскому человеку»
      Приведенный отрывок из письма покойного митрополита приведен в «Русск[ом] Слове» от 6.XI.912, в статье А. Никонова: «На фоне безвременья». Статья эта посвящена памяти покойного. Под псевдонимом Никонова скрывается один ученый историк церкви.
      Статьи проф. Московской Духовной Академии И. В. Попова 5), на которые я ссылался, следующие: 1. «Религиозн[ый] идеал Св. Афанасия Александрийского» Св. Троицкая Сергиева Лавра. 1904. ц. 40 коп. 2. «Мистическое оправдания аскетизма». Там же, 1905 (ц. 50 к.) и 3. «Элементы греко-римской культуры в истории древн[его] хр[истианст]ва». М. 1909 (последн[яя] статья была напечатана в «Вопросах философии и психологии» 6)).
      Это все отдельные главы его большой работы. Достать все статьи можно в книжн. магазине Тузова 7).
      Книжка М. В. Лодыженского называется: «Свет незримый». СПБ. 1912.8) ц. 2 р. Склад в ред[акции] «Сельского Вестника» Мойка 32. Лодыженский был долгое время консулом в Черновцах, а теперь, кажется, при М[инистерст]ве Ин[остранных] Дел 9).
      Вот, кажется, и все, что Вас интересовало. Душевное спасибо за статью.
                  Искренно уважающий Вас
Д. Философов.
Примечания    
      1) «Русское слово» — ежедневная газета, издававшаяся И. Д. Сытиным в Москве с 1901 г.
      2) Статья Николая Алексеевича Толстого (1867–1938) «Владимир Соловьев — католик»  (Русское слово. 1910, № 192, 21 августа. С. 2) сообщала о присоединении Соловьева к католической церкви восточного обряда в 1896 г.; на нее откликнулся Д. В. Философов в той же газете («Католичество Владимира Соловьева»; № 196, 26 августа. С. 2).
      3) Антоний (Вадковский; 1846–1912) — крупный богослов и историк церкви, проповедник и церковный дипломат; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, член Синода, член Государственного совета.
      4) Константин Петрович Победоносцев (1827–1907) — государственный деятель, правовед, публицист; член Государственного совета, обер-прокурор Синода.
      5) Иван Васильевич Попов (1867–1938) — редактор «Богословского вестника» (1903–1906), автор, помимо названных, книг «Идея обожения в древне-восточной Церкви» (1909; первоначально в виде статьи в журнале «Вопросы философии и психологии») и «Св. Иоанн Златоуст и его враги» (1908).
      6) «Вопросы философии и психологии». 1909. Кн. I (96). С. 55–92; в московском журнале под редакцией Л. М. Лопатина принимали участие Н.  А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Н. О. Лосский и другие мыслители этого круга.
      7) Магазин Игнатия Лукьяновича Тузова (1851–1916), петербургского книгоиздателя и книгопродавца, преимущественно церковной и религиозной литературы, располагался в Гостином дворе на Садовой линии.
     8) Автор мистико-религиозных сочинений Митрофан Васильевич Лодыженский (1862–1917) в своей книге рассматривал «проявления духовного сверхзнания» в учениях и жизни Иоанна Златоуста, Григория Неокесарийского, Серафима Саровского, Франциска Ассизского, Игнатия Лойолы, Фомы Кемпейского, святой Терезы, опираясь на сочинения В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, В. Н. Эрна, В. В. Розанова, Д. С. Мережковского; книга могла заинтересовать Здзеховского сопоставлением западной и восточной христианской мистики.
      9) Философов путает М. Ф. Лодыженского с композитором и дипломатом Николаем Николаевичем Лодыженским (1843–1916), со второй половины 1880-х гг. консулом в Черновцах (Австро-Венгрия), затем в других государствах; с 1908 г. в отставке.

Рейтинг@Mail.ru
www.stats.lt - Puslapiu statistika, reitingai, skaitliukas