Фикшн
Шершни и одеяла
Перебирая в памяти мух, стрекоз и слепней, практически невозможно наткнуться на шершня. В отличие от шмеля, который так и висит перед глазами,
пушистый и полосатый. Плотно окутывающая шершня таинственность свидетельствует о романтическом происхождении этого характера. Отсюда с неумолимостью следует вывод о его необузданных страстях и
угрюмом нраве. Без медикаментозного вмешательства в мерное течение сознания трудно там выловить что-нибудь еще, кроме волосатых членистых ног в количестве шести и двух, вероятно, чешуйчатых крыл.
Поэтому лучше обратимся к одеялу. Удобная в употреблении, эта вещь плотно и мягко вошла в наш быт. Определенность скупых, лишенных вычурности очертаний вступает в диалектическое противоречие с
конститутивной бесформенностью, позволяющей ему облекать самые причудливые тела и их разнообразные сочетания. При всей плотности одеяла прозрачна внутренняя форма его названия, — и кто бы сомневался,
что наши далекие предки одевались в него?!
Ляо Чжай, дежурный сюцай
9.09.1999
Стакан
В эпоху диалектического материализма стакан наглядно опровергал гипотезы о единстве формы и содержания. Ибо жидкие тела в него наливают, а сыпучие
насыпают без последствий для ухватистой формы. Насып и налив обеспечивается круглым отверстием по диаметру стенок стакана. Эта конструктивная деталь также позволяет соответствующие тела как высыпать,
так и выливать, — если только налитым не оказывался столярный клей. Стакан приходится всякому по руке, что лишний раз доказывет антропоморфность Вселенной.
К рубежу тысячелетий повсеместно вышел из употребления стеклянный граненый стакан, немо свидетельствующий хрупкость и быстротечность бытия. Вкупе с ним куда-то запропастился мерзопакостный бумажный стаканчик — верный спутник народных гуляний. Пластмассовый стакан обладает одним бесспорным достоинством: пощелкивание им способствует неназойливому привлечению к себе внимания окружающих.
К рубежу тысячелетий повсеместно вышел из употребления стеклянный граненый стакан, немо свидетельствующий хрупкость и быстротечность бытия. Вкупе с ним куда-то запропастился мерзопакостный бумажный стаканчик — верный спутник народных гуляний. Пластмассовый стакан обладает одним бесспорным достоинством: пощелкивание им способствует неназойливому привлечению к себе внимания окружающих.
Ляо Чжай, дежурный сюцай
26.09.1999
Кран
Под надуманным предлогом укомфортмления обыденного существования он проник в человеческое жилище, где и размножился чрезвычайно. В среднеевропейских
цивилизационных условиях его приходится практически не менее по одному, а чаще — по два на обиталище. В отличие от стульев и ламп, он скромно лепится к стенке или таится в углу. Служит кран для
извлечения разнообразных звуков, холодной и часто горячей воды, а подчас и запахов. Чтоб публика не забывалась, он в себе то и дело приводит в полную негодность эдакую резиновую шайбочку, что ведет к
надоедливым кап-кап-кап... и непроизвольным водоизвержениям, чрезвычайно способствующим воспитанию невозмутимости духа. Были ли прообразом ему так называемые подробности мужского организма? Как
знать...
Ляо Чжай, дежурный сюцай
7.11.1999
Мальчик из детсада
Кто узнает в тебе, с таким колечком в ухе, того мальчика? Большеглазый, шагаешь звонким утром, сандалики по новому тротуару, и каждый день — новый.
Синие штанишки, холодно коленкам. Высокий забор, — на самом-то деле штакетник, конечно, по пояс, и скорей всего зеленый, — а в нем калитка, вовнутрь открывается. Где же вход? Ведь был же, — иначе как
тебе знать про теплый и темный зимний вечер, про незнакомого дядьку с аккордеоном и сомнительного Деда Мороза? Или, наоборот, — ясный день, а на стене отблескивает масляной своей краской большой
плоский коричневый мишка. Наверное, рядом были зайчик, белочка и ежик, но остался мишка. Прогулка, — и можно в диких зарослях у забора тайно помочиться на жгучую зелень крапивы и золотистых носатых
жучков: спорили, светлячки это или не светлячки. Говорили, что от этого нашего яда крапива точно завянет. Или, наоборот, в рост пойдет пуще прежнего. И огромный луг за углом, — на самом деле скорее
лужайка, но тогда-то — прерия с сиренями, территория. Территория плавно спускалась вниз, к далекой канаве — мелиорация, — а за нею открывались и вовсе необъятные просторы. Над территорией и
за территорией — еще огромнее небо. Воспитательница смотреть в него запрещала, — мол, голова закружится. И когда лежишь спиной на территории, следя за банальными пушистыми облаками, то ли голова в
самом деле кружится, то ли земля вращается и ты скользишь с нее и вот-вот упадешь в небо. Мальчиком, должно быть, детский сад вспоминался, пока не стал забываться, и снился. И сейчас, ворочаясь в
неотвязных заботах или томлениях плоти, не разберешь, куда же тщишься вернуться, — в воспоминание или в сон.
Альма Патер, дежурный релятивист и папалеограф
4.12.2001
Гроссмейстер
Визитная карточка, будь она писана
хоть на трефовой двойке или бубновом тузе,
но вещь была очень священная.
«Мертвые души»
хоть на трефовой двойке или бубновом тузе,
но вещь была очень священная.
«Мертвые души»
Короли, ферзи, пешки – как же, ах как они все же похожи, бездушны, безлики. И только конь отмечен отличной от других манерой перемены мест, прихотливой лебяжестью
силуэта, подобием лица. Не токарным станком точен хитрым немцем, не штампован из азиатской пластмассы, а живьем изделан матерящимся зеком, наскоро выкрашен и пущен в свет: «Живет!». По фигуре
выделывает походку: покажи мне, как ты ходишь, и я скажу, кто ты. И вот те коридоры, коридоры книг и фильмов – сворачивают под прямым углом в трагические и неблаговонные дебри кухонь, грязных ванн,
клозетных келий – не тщатся ли уподобиться его профилю, его свастичному шагу? Настоящий мужчина, ну вот как плотник дядя Миша или Гумлев. Гоголь, конечно, Гоголь! И еще Германн Гессе. В
расквадраченном мире пары ему нет. Где же, где она? Джомолунгмой смыслов высится среди глупых тузов и дурашливых шестерок безродная дама. И какое сердце не дрогнет от немыслимости встречи трехмерного
нашего жеребца с нею, распростертой на зеленом сукне, мягкой, теплой, темной? Благородный муж выправит прямое; но покажите нам гроссмейстера, на ходу прямящего движение одинокого черного коня?
Альма Патер, дежурный релятивист и папалеограф
28.01.2001
Опять о животных
Не был кусан животными. Отчего жизненный опыт шепчет: если текст про животных, то это или пропаганда, или аллегория. Пример
пропаганды: целая кампания, развернутая в советских средствах массовой информации где-то в конце 1970-х вокруг собаки, якобы брошенной хозяином в аэропорту. Он улетел, а она его верно ждала днями,
неделями, месяцами. Кампания смягчала нравы, ожесточенные реальным социализмом, и на конкретном примере формировала собачью преданность, включая идеологическую стойкость, исподволь втюхивая
телезрителям и радиослушателям утешение: собака вовсе без крова, а ты — все-таки в обшарпанной общаге, и спасибо Ильичу, лишь бы не было войны.
Пример аллегории перед глазами. Берберова — армянская фамилия, и в вариациях армянин упомянут, присутствует мотив писательства. Значит, в целом речь идет о скотском поведении литератора с армянской фамилией, внезапно ставшей знаменитой. Причем с фамилией его в специализированных и не специализированных форумах всплывает тема кастрации, а московская интеллигенция кинулась собирать три тысячи копейками, чтоб он подавился. Нравственных уроков извлечь можно много. Например, человеку опасно вступать в общение с животным, — хлопот, как минимум, не оберешься. Или: нельзя никого приносить с помойки.
Только тем и можно завершить. Но это антихудожественно.
Пример аллегории перед глазами. Берберова — армянская фамилия, и в вариациях армянин упомянут, присутствует мотив писательства. Значит, в целом речь идет о скотском поведении литератора с армянской фамилией, внезапно ставшей знаменитой. Причем с фамилией его в специализированных и не специализированных форумах всплывает тема кастрации, а московская интеллигенция кинулась собирать три тысячи копейками, чтоб он подавился. Нравственных уроков извлечь можно много. Например, человеку опасно вступать в общение с животным, — хлопот, как минимум, не оберешься. Или: нельзя никого приносить с помойки.
Только тем и можно завершить. Но это антихудожественно.
Альма Патер
11.04.2005
Время пророчествовать
Что уж говорить о туманном будущем, коли прошлое нетвердо помнишь. Например, доводилось знакомиться с диалектологическими записями сказаний о
прорицателе Олесе из подвиленских Попишек. В чем там дело-то было, помимо диалектных особенностей, помнится, однако, смутно. Кажется, был он блаженным, читать-писать не умел, да и нельзя ему было в
школу: там в классах, как положено, на стене распятия висели. А Олесь как его видел, так в транс впадал и начинал пророчествовать. При этом в обычной жизни он общался на языке, который называют
здешние люди по просту, т. е. на диалекте белорусского, да и то с трудом. А в трансе вещал на литературном польском. Взяли его, конечно, за антисоветскую пропаганду в 1941 году, — дескать,
погибнут черти со звездами во лбу от огня с неба. И так оно все и было: когда везли его в тюрьму в столицу Литовской ССР, бомба попала в грузовик, красноармейцы погибли, а Олесь благополучно вернулся
в Попишки. И это не единственный пример того, что антикоммунистические предсказания, особенно в римско-католическом колорите, сбываются, а коммунистические — как будто нет. Должно быть, как раз
потому, что одно дело — узнавать будущее, другое — в него вмешиваться. Иным академикам этого не вдолбишь. Отчего к предсказателям с позывами на предотвращение следует применить государственный
подход: сажать сперва на оклад, а потом в камеру за преступную халатность, повлекшую человеческие жертвы и материальный ущерб.
Альма Патер
16.05.2005